ИСТИНА ВНЕ МАТРИЦЫ
28.03.2012
Взаимоотношения между людьми воистину можно считать восьмым чудом света. Особенно первая встреча, первые впечатления. Каждому случалось вдруг начать симпатизировать кому-то или возненавидеть кого-то, не зная отчего. Очевидно, это работает интуиция.
С Пламеном Капитанским у нас не было первой встречи или, по крайней мере, никогда не было ощущения первой встречи. Говорили мы с ним часами, а темы… Темы были бесконечно разнообразны!
Родился он в 1964 году в городе София. Закончил художественную гимназию, затем продолжил образование в Художественной академии по специальности “Фрески”. Шесть лет живёт в Лондоне, где судьба свела его с замечательными людьми – ценителями, понимающими его талант и способствующими его известности. У него было десять персональных выставок, а также много совместных выставок по всему миру. За его картинами охотятся всемирно известные коллекционеры, обладающие чутьём ко всему современному и значительному. Многие его полотна находятся в их частных коллекциях. Живопись отличается от остальных видов искусства. Это очень одинокое занятие. Автор, холст, палитра и тишина. Но кроме одиночества, живопись несёт в себе и долю эгоизма. Художник ни с кем не считается и никому не угождает. “Делаю, что хочу, нравится это кому-то или нет”.
Я спросил, так ли это. Он мне объяснил, что искусство служит не для пропитания. Он не терпит готовой одежды, композиций с лошадками, красивых букетов и буквального изображения действительности. Всё в искусстве должно идти от души, потому что для души и делается. На вопрос, что он рисует, он ответит иронично – инопланетян. Обратите внимание на его иконы. Они написаны не в соответствии с канонами, но излучают что-то божественное. Воздействуют на зрителя вне общепринятых рамок. Я знаю, что икона не может быть написана случайным человеком. Состояние души и тела художника имеет важнейшее значение. В прошлом иконописцы постились, настраиваясь на ощущение божественного.
Он мне ответил, что в современных условиях достаточно уединиться в своём доме, встать до восхода солнца и освободить своё сознание.
Самый долгий путь начинается в мозгу, проходит через сердце, и лишь после этого доходит до кисти. Речь идёт о катарсисе и о том, на каком этапе его переживаешь. Он сказал, что катарсис случается с ним, как только он концентрируется на работе. Не ждёт специально вдохновения, просто пишет, когда ему пишется, и отдыхает, когда чувствует, что это необходимо. Он считает, что каждый стремится изменить мир, но достигнув вершин, видит, что и цель, и сама истина изменились. А вывод таков, что надо жить спокойно, творить, чтобы радовать окружающих, а материальное… оно придёт само. Говорит, что перерос своё тщеславие, хотя именно это часто говорят тщеславные люди. В Болгарии ему хорошо, тут он чувствует себя свободнее и спокойнее. Не надо думать о найме жилья, а больше всего его радует возможность снять трубку телефона и через пять минут встретиться с друзьями. В том, другом мире такое невозможно. Рассказал мне и что там возможно.
Закончив икону с образом Богородицы, он решил провести эксперимент. Какое-то внутреннее чувство заставило его отправить икону в подарок Папе Римскому Иоанну Павлу второму. Спустя несколько недель, когда уже забыл об этом случае, он вышел из дома и застал необычную картину. Улица перед домом была блокирована странным кортежем. Письмо от Папы! Огромная свита папских служителей разыскивали его, чтобы вручить благодарственное письмо. Показали ему письмо. Там были ватиканский водяной знак и текст с благодарностью от самого Папы. Он испытал необыкновенное чувство.
Неизвестно как узнавший о нём лондонский аристократ заказал ему картину. Речь шла о Ричарде Львином Сердце. Он написал его быстро, в своём характерном стиле. Следует учесть, что никто не знает, как выглядел Ричард Львиное Сердце. Особенность же Капитански состоит в том, что сам того не сознавая, он использует собственное лицо как прототип при создании мужских образов. И Ричард Львиное Сердце слегка напоминает Пламена. А картина отправилась прямо во дворец “Tower of London”. Выяснилось, что заказ поступил от всемирно известного лондонского дворца. Если окажетесь там, можете заметить болгарские черты в лице английского короля.
В биографии Пламена Капитански бесконечное множество историй, порой ещё менее реальных, чем сами его картины. Сочетание цветов в некоторых из них идёт вразрез со всеми законами эстетики, но его холсты в чём-то настолько естественны, как будто не существовали друг без друга. Такова и природа его самого, он может вести себя как уличный бандит, а в следующий момент заговорить как потомственный аристократ. Эти противоречия в его характере и темпераменте видны и в его работах, что делает их уникальными. Они заставляют зрителя думать, чувствовать, трепетать. Ассоциации, дерзость, эмоции, эротика, эстетика, экспрессия, будущее, прошлое, вечность. Прочувствайте их!
Ангелин Балсамаджиев