Кончик кисти должен быть как игла (РУ)

post-img

23/05/2015 г; Интервью Христины Христовой

Пламен, откуда берутся образы на твоих полотнах? В каким мирах ты странствуешь в поисках встречи с ними и где черпаешь вдохновение?

Моей первой серьёзной школой стали книги. Для начала назову древнекитайских мыслителей, а также Достоевского, Чехова, Стейнбека.  Многое прочесть, осмыслить,  и после этого понять, что можешь претворить это в жизнь и искусство.

А что именно ты имеешь в виду?

Образное мышление творца. Например, читаешь легенду о старце Зосиме в “Братьях Карамазовых”. Вокруг него было множество людей, почитавших его едва ли не святым, и он всем помогал. А когда умер, монахи стали радоваться. И чему радовались – тому, что тело его на третий день начало пахнуть. И они обрадовались: значит, он не был святым. Это образ человеческой злобы, написанный тонким психологом Достоевским. Или возьмём Эмилиана Станева. Я прочёл “Антихриста”, и у меня возник образ:  изображаю  символически Дьявола и Бога, обнявшихся позади пустого зеркала. Я создаю символический образ – так, как это делается и в литературе. Оттуда для меня всё начинается. Если пойдешь по этому духовному пути, то хочешь или нет, ты соединяешься с мыслями множества людей.  Если ты человек с открытой душой, с открытой энергией, то отворяются духовные миры, и они дают тебе информацию, и они движут твоей рукой.

То есть ты соприкасаешься с сакральным знанием, чтобы претворить его в свои полотна?

Я не могу легко говорить о таких священных вещах, как сакральное знание. Просто мир это своего рода музыка, и всякий может влиться в её поток. Это как в прошлом некоторые открытия совершались одновременно в разных частях света.

А из реального мира что-нибудь вдохновляет тебя? Откуда появляется истинное вдохновение, от жизни вокруг тебя – здесь и сечас, –  изнутри тебя или ещё откуда-нибудь?

Меня вдохновляют люди с добрыми улыбками,  с добрыми сердцами, интеллигентные люди, которые тебе улыбаются и с которыми есть о чём поговорить. Да даже и говорить не нужно, они и так тебя чувствуют и понимают, что ты делаешь. Вне зависимости от того, икона это или шутливый рисунок. Ведь даже и святые не лишены чувства юмора.

Многие из твоих картин – это иконы с образами святых. Немалая часть твоих эскизов и рисунков откровенно и даже крайне эротичны, с совершенно экстремальным и свободным взглядом. На первый взгляд, одно противоречит другому. Где, однако, проходит граница между этими двумя мирами в твоём искусстве?

Для меня на первом месте свобода. Я никогда даже не мог предположить, что буду писать иконы. Не могу даже назвать их иконами.. Возможно, самое точное определение дала одна моя знакомая. Она назвала их старозаветными образами. Порой люди говорят мне:  то, что ты пишешь, не соответствует церковному канону. Но почему меня должен интересовать канон? Таким людям я отвечаю – прочтите историю искусства, посмотрите, что делал Боянский мастер, посмотрите, что делали итальянские мастера, посмотрите на изображения в церквях. Сейчас, в 21 веке, мы думаем, что надо писать по канону. Хорошо, но войдите в царковь, которую спонсируют мафиози, желающие “отмыть” свои души. Дали денег художнику (не то дали, не то нет), он написал что-то – а внутри церкви пусто. И только служительница смотрит на тебя в надежде получить 50 стотинок за свечку или 10 лева за разрешение фотографировать. Что тут случилось? Попы и те стали большими бизнесменами.

Когда ты открыт, то можешь делать всё, что угодно. Это не значит, что тебе нельзя создавать эротические рисунки, или иконы, или мифологические картины, которые я писал до того, как начал писать так называемыми иконами. Я верю в то, что случается само собой. Произошли со мной события, связанные с Преподобной Стойной, непосрдственно мне продемонстрировали чудеса. С тех пор я начал и не могу остановиться. После этого со мной произошёл необыкновенный случай в Крестовом лесу, где мы были с друзьями.  Неважно, что об этом написана книга, я не буду комментировать то, что написано другими.  Но когда духовное превращается в коммерческое, светлые духи  быстро исчезают. Церковь это не ресторан и не магазин для продажи крестиков.

Я слышала, что твои иконы обладают лечебными свойствами.

Дух поселяется в написанном мной образе. Меня многие благодарили, но я им говорю – не благодарите меня, я всего лишь посредник. Благодарите святого, который изображён там, как живой. Можно привести пример с Эль Греко – для меня он художник, который писал святых эпохи Христа в образе реальных людей. Так, как будто ему было известно, как они выглядели. О каком каноне мы говорим, после того как он писал реальные образы.

И всё же спрошу. Целительная сила у твоих икон есть?

Да, верно, но мне не стоило бы говорить об этом. Это нечто святое, оно индивидуально и требует восприятия. Я не работаю для массовки, речь идёт об очень личном контакте с человеком передо мной. Он контактирует с изображением, и когда почувствует  его силу, принимает её. И оно ему помогает каким-то образом, за что я благодарен и очень счастлив, что оно обретает эту энергию.

Ты сам веруешь? Твоё мироощущение относится  к религиозному типу?

Я живу с открытым восприятием мира. Для меня всё окружающее широко открыто, я всё могу воспринять. Например, в Лондоне – хожу по музеям, общаюсь с мировым искусством, делаю свои выводы, появляются некоторые идеи, а в какой-то момент начинаю писать Будду на деревянной доске. У меня нет повторяющегося образа. Если зайдёте на мою страницу, увидите сотню различающихся изображений Христа, то же и с Богородицей, и с Преподобной Стойной. Не надо рабски следовать канону и закону.  Подчиняться надо духовному. Ты должен дать свободу тому, кто перед тобой – вне зависимости от того, кто он.

Есть замечательно мудрая мысль – никогда не недооценивай того, кто перед тобой. Потому что это может быть святой в человеческом обличье.  Даже если просто скажет “здравствуй”, похлопает тебя по плечу – такая встреча может изменить всю твою жизнь. Одно время я писал чрезвычайно серьёзно, реалистично. Мою выставку посетил один пожилой человек в одежде, выглядевшей так, как будто ей уже два века.. При нём была сумка с тремя килограммами помидор. Он подошёл ко мне и сказал – я пришёл, чтобы ответить тебе на три вопроса. Прямо как в сказке. И я ему рассказал кое-что. Он мне ответил – не смущайся, оставь тех людей, которые стоят позади тебя, это не плохо, это хорошо. Просто расслабь руку – тем самым он дал мне пароль.. Я тогда писал реалистично, плотно. Сразу после разговора тот человек исчез, он был очень странен. Дал он мне два слова – расслабь руку.

На той выставке я продал одну картину, получил деньги, купил себе хороших холстов, красок и… расслабил руку. Свободу кисти, которую я приобрёл, передал образам. Теперь я не случайно пишу очень быстро. Но это умение приобретено в результате большого труда, потраченного времени и множества встреч с людьми.

Я написал икону Святого Георгия в селе Златолист, рядом с Мельником, где жила неканоническая святая Стойна Преподобная. Просто появились люди, которые меня об этом попросили. Я поехал туда, там случились определённые события, и в результате я начал писать иконы. После этого приехали люди из Крестового леса. И с тех пор я не могу перестать писать иконы, зачастую и с образом Преподобной Стойны. Очевидно, я религиозен. Но не соблюдаю каноны, не следую 666 заповедям.

И теперь, когда люди в отчаянии, они обращаются к вере. А надо бы делать это естественно и ежедневно. Почему, чтобы обратиться к вере, надо, чтобы вилы уперлись в твою шею и низко её прижали? То же относится и к бандиту, совершившему много грехов, и мгновенно уверовавшему. Есть интересная аналогия между бандитом и святым – оба действуют быстро и резко.

А в Златолисте да, случаются чудеса. Со многими людьми случаются, и в  моей жизни тоже были. Но это личное, кто это чувствует, тот поймёт.

Жизнь художника красочна или одинока? Кого ты впускаешь а своё святое святых?

Многие люди могут войти и входят, когда им нужно. Я открыт для всех. Но если человек дотрагивается до невидимых миров, расходуется адски много энергии. Требуется абсолютная концентрация, кончик кисти должен быть, как игла. Это опустошает. Между прочим, никто и не думает, что это легко. Человек должен вложить душу, должен опустошить себя до дна, всё должно перейти в изображение. Вся сила и вся энергия, которая тебе дана.

Есть ли у тебя защита от людей с недобрыми намерениями?

Многие люди радуются нашим встречам и показывают, что в их жизни что-то изменилось. А другие источают зависть и злобу. Мы, болгаре, можем быть  великими, но болгарин притворяется не тем, кто он есть на самом деле. Я смотрю, он посещает дорогие рестораны, путешествует за границу, но не имеет 100 лева, чтобы заплатить за картину, написанную  на доске или холсте. А я всё-таки добываю себе пропитание искусством. Скажу тебе кое-что интересное. До отъезда в Англию я как будто не знал болгар. Была у меня определённая группа друзей, с которыми мы вместе развлекались и радовались жизни. А отправившись в Лондон, я увидел в них других людей, оказавшихся в другом положении. И там я понял, как много в нас зависти. Понял многое там, что вместо того, чтобы радоваться, они источают всю свою отрицательную энергию. От которой потом приходиться едва ли не очищаться.

Что ещё тебя тут разочаровало? Ценит ли Болгария своих творцов?

С давних времён у нас есть так называемые придворные, которые подстраиваются под любую власть, не буду говорить тебе, как я их называю. Мы их видим каждый день по телевизору, они уже нам осточертели. Советники преступников, имена их знает вся Болгария. Они не  наигрались. Но не все тут лакеи, есть много нормальных людей, которые тихо и скромно делают свою работу. Именно они для меня – настоящие люди. Других я игнорирую, они не заслуживают упоминания. Я не ожидаю от них, чтобы они меня ценили, и не хочу этого. Я радуюсь болгарину потому, что он выживает независимо от ситуации, в которую его ставят внешние силы, желающие стереть нас с лица земли. И не бывать тому.

Недавно я хотел спросить тебя о Женщине. Она неизменно присутствует в твоих работах – и как святая, и в качестве эротического рисунка, Что ты понял о ней?

У меня простой ответ – с женщиной и природой не надо бороться. Надо просто предоставить им возможность делать то, что они решили сделать. Мужчина, однако, должен держаться, чтобы иметь возможность дышать. В остальном мы с древних времён бесконечно уважаем Богиню-мать, а значит, и женщин.

Реализуешь ли какие-нибудь проекты вне Болгарии?

Я осуществил немало проектов вне Болгарии, и устал от этого. У меня есть много друзей, иностранцев и болгар, живущих на Западе, но теперь я устал. Я сам работаю – если  тебе нужна моя работа, тогда да. Но выставки, рамки, поездки, страховки, отели… И что в результате?  Мне надоело. Похлопывания  по плечу, “Браво, ты крут, гениален!”  И что от этого? Для чего нужна вся эта “гимнастика”? Всё это у меня уже было. Если кто-то хочет чего-то не глобального, личного – это пожалуйста.

Для меня работать для удовлетворения массового вкуса – зло, это вид общего сознания.  Пока что добро работает индивидуально. Работает для конкретного человека, помогает чем может – мыслью, энергией, добрым словом.

Скоро ли состоится твоя выставка в Болгарии?

Было уже несколько. И каков результат? Приходили мои самые близкие друзья. То же самое и с похлопыванием по плечу в Фейсбуке. Там у меня 2700 друзей. Выпустил книгу с изображениями Преподобной Стойны. Как думаешь, сколько человек её заметили? 70. Постоянно публикую фотографии с изображениями Преподобной Стойны и чудес, которые она творит с помощью Святого Георгия. Всё это известно, и храм там полон, а в 1999м году никто о нём и не знал, кроме местных старушек.

На какой вопрос у тебя нет ответа?

Отвечу шуткой. Когда ты прочитал много книг, побывал во всех всемирно известных музеях, трудился долгие годы, чтобы усовершенствоваться, в какой-то момент понимаешь, что нет такого вопроса, на который у тебя нет ответа.

Leave a reply

Message

Name

Website